Об аллюзиях и ассоциациях мира Толкиена
Jan. 3rd, 2022 09:59 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)

Спасибо Толкиену за то, что он открыл нам замечательный мир!
И сегодня я предлагаю вашему вниманию свои размышления об аллюзиях и ассоциациях книг Толкиена. Прежде всего, о своих.
Первая нестандартная ассоциация появилась у меня еще в 1996 году, когда я впервые услышал песню "Аббы" "I have a dream". Эта песня очень сильно ассоциировалась со статьей Толкиена "О волшебных сказках" -- и до сих пор я воспринимаю эту песню как компактное выражение идей этой статьи -- и уже слова Толкиена из самого начала этой статьи: "Область Волшебного — широка, глубока и высока; её заполняет и населяет масса всякой всячины: там обитают всевозможные звери и птицы; там безбрежные моря и несчетные звезды; там чарующая красота и рядом гибель; радость и горе там остры, как клинки" так и навевают строчки из "I have a dream" -- "If you see the wonder as a fairy-tale...". Подчеркивает Толкиен и роль счастливого финала, вера в который утешает -- "Утешение в волшебных сказках, радость от счастливого конца — точнее, от «хорошего» катарсиса, от внезапного радостного «поворота» (потому что настоящего «конца» ни в одной волшебной сказке нет) — так вот, эта радость, которую волшебные сказки исключительно хорошо вызывают, не является по существу ни «эскапистской», ни «радостью беглеца» " -- и так и вспоминается, из той же песни: "I Have a Dream, a fantasy, To help me through, reality, And my destination, makes it worth the while Pushin' through the darkness, still another mile".
А потом я начал воспринимать разные места, культуры и людей в терминах толкиеновской "системы координат" -- собственно, на мой взгляд (и эту идею я высказывал раньше), по сути дела вторичная реальность и являет собой прежде всего систему координат (или "предпочтительный базис", в терминах квантовой механики -- см. https://istanaro.livejournal.com/274842.html ), через которую мы вполне можем смотреть на наш мир. Именно поэтому и хочется видеть вокруг и хоббитов (а сколько хоббитских мотивов я в свое время встречал в Сан-Паулу, даже некоторые статуэтки святых вызывали совершенно хоббитские ассоциации), и эльфов (когда я познакомился с музыкой инков, я почувствовал, что она -- по-настоящему эльфийская)... Да в общем-то и у гаучо я вижу не только роханские мотивы, но и вполне себе эльфийские, особенно в песнях (причем у очень многих певцов, которых я раньше называл -- Даниэль Торрес, Элтон Салданья, Вильсон Пайм...).
И конечно, очень сильно по понятым причинам меня интересовал вопрос о соотнесении Толкиена с точными науками. Некоторые пытаются отрицать эту соотносимость, указывая на условно-средневековые образы мира Толкиена. Но... если принять во внимание, что в "Кольце Моргота" говорится, что эльфы дали миру «искусство и науку", а в "Законах и обычаях Эльдар" -- что «Эльфы представляли, так сказать, художественные, эстетические и чисто научные аспекты человеческой натуры, возведенные в степень, которой мы не наблюдаем в людях. То есть: они самозабвенно любят физический мир и желают наблюдать его и понимать ради него же самого и как нечто иное», то именно науки, и прежде всего именно точные науки, оказываются совершенно подходящей сферой деятельности для эльфов. И не случайно среди физиков немало поклонников Толкиена, а как я впечатлился в 2019 году, что Мэтт Виссер -- https://homepages.ecs.vuw.ac.nz/~visser/ -- один из лучших в мире специалистов по гравитации, чрезвычайно высоко ценит творчество Толкиена, а в классическом учебнике по гравитации -- "Гравитации и космологии" Стивена Вайнберга -- приводится карта Средиземья... Можно вспомнить и о физических аналогиях мира Толкиена -- https://istanaro.livejournal.com/269138.html .
(Разумеется, слова о том, что Варда покровительствует астрофизикам, а Оромэ -- гаучо, имеют шуточный характер, но они лишний раз подтверждают аллюзии книг Толкиена с обычным миром).
Конечно, есть множество и других аллюзий, например, исторических, и их перечисляли уже не раз, и в этом смысле хочу лишь напомнить -- аллюзии не заложены самим Толкиеном, а порождаются благодаря читателям.